Министерство образования Нижегородской области.
МОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа
Принята на педагогическом совете школы Утверждаю.
Протокол № 4 от 19 февраля
2011 года Директор школы Смирнова Т.М.
Образовательная программа
кружка «Родник истории».
Возраст детей 8-10 лет, 3-4 классы.
Срок реализации
2 года.
Учитель краеведения
Ромашова Татьяна Владимировна.
"Любовь
к родному краю,
знания
его истории – основа, на которой
только
и может осуществляться рост
духовной
культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка.
В современных условиях
развития российского общества материальные ценности доминируют над
духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы
коллективной деятельности. Дети лишаются возможности брать пример с людей,
живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми,
кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь.
Современные концепции
духовно-нравственного и гражданского развития направляют воспитание на
конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь,
но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Особое место отводится чувству любви к родному очагу, к родному краю, к своему
Отечеству.
Духовно-нравственное
воспитание на основе истории родного
края, народных и православных традиций является определяющим фактором развития и
социализации личности. Это доказывает особую значимость и актуальность
программы дополнительного образования «Родник
истории». Необходимость разработки данной программы обусловлена недостаточным
уровнем духовно - нравственного воспитания детей начальной школы. О чём свидетельствуют результаты
диагностических исследований ценностных ориентаций и уровня краеведческих
знаний детей. Для них приоритетными ценностями являются «доброта», «дружба». Термины,
характеризующие патриотические качества указывает 30% учащихся. Большую часть
базовых национальных ценностей, определенных Федеральным образовательным
стандартом, дети не называют. Дети
начальной школы не достаточно хорошо знают народные традиции, историю родного края.
Одна из проблем распространения
краеведческих знаний в школе состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается преемственность в изучении традиций народа и истории родного края.
По учебному плану дети изучают краеведение в курсе истории с 6 класса, а курс «Историческое
краеведение» изучается в 7 классе. Классные часы не дают желаемого результата.
Поэтому существует необходимость систематизации краеведческих знаний в начальной школе.
Многие родители не
осознают то, что именно в начальном
школьном возрасте происходит усвоение моральных и социальных норм, образцов
поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать,
что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и
духовные традиции и ценности, содействовать
организации совместной деятельности детей и родителей.
Для реализации программы
«Родник истории» существуют необходимые условия: школьный краеведческий музей
«Уголок России», в котором накоплен огромный материал об истории села и школы,
коллекция предметов старины; богатое духовное и культурное наследие
Воскресенского района (озеро Светлояр, овеянное легендами о граде Китеже, Храм с многовековой историей в селе Троицкое и другие Святыни);
достаточное количество краеведческой литературы.
Педагогическая
целесообразность данной программы обусловлена проблемами интеллектуального и
социального развития детей в современном обществе. Ребёнок не рождается с
готовыми формами поведения, логическим мышлением, знанием о мире. Он усваивает
опыт предыдущих поколений и формируется как личность в социальном окружении.
Цель программы.
Привитие любви к истории и народным традициям родного края.
Задачи программы.
1. Изучить события малой родины и Нижегородского края,
деятельность известных людей в разные
исторические периоды.
2. Привить интерес к духовной
культуре разных народов через обычаи, обряды,
народное творчество.
3. Ознакомить с духовными традициями православной культуры.
3. Сформировать представление у детей, какими качествами должен обладать гражданин и патриот.
4.Обогатить социальный опыт детей
через совместную деятельность с родителями.
Участники программы учащиеся 3-4 класса, в возрасте 8-10 лет. Психологические особенности данного возраста позволяют
развивать познавательные способности, чувственность на основе примера взрослых,
опыта старших поколений.
Программа не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития
ребенка. Изложение материала рассчитано
на 2 года, 68 часов. В первый год дети получают первоначальные представления об истории родного края. Во второй год проводится работа по углублению, обобщению и
систематизации знаний, по приобретению социального опыта.
Методы реализации программы.
Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно
основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу
детям знаний «в готовом виде».
Проблемно-поисковые - организация обучения путем
самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития
творческого мышления и познавательной активности детей.
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение
детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Формы реализации -
исследовательская, поисковая, творческая, учебная практическая деятельность, беседы, проведение совместных мероприятий с родителями, просмотр фильмов, презентаций, экскурсии, организация выставок творческих
работ, моделирование исторических ситуаций.
Ожидаемые результаты.
Программа дополнительного
образования «Родник истории» ставит своей целью достичь следующих результатов:
1. Усвоение ребенком знаний по истории
малой родины и Нижегородского края.
2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности.
3. Приобщение к опыту православной культуры,
знакомство с формами традиционного семейного уклада.
4. Восприятие духовно-нравственных ценностей как основы жизни.
5. Овладение правилами общения
людей в многонациональном окружении.
6. Приобретение социального опыта.
Отслеживание результатов осуществляется через проверку полученных знаний и умений, выраженных в создании «продукта» в результате творческой,
поисковой, исследовательской деятельности. Выявляется сформированность понятийного
аппарата духовно-нравственной культуры младших школьников по методу анкетирования «Термины, с помощью которых можно описать
высоконравственного, духовного человека».
Для подведения
итогов реализации программы применимы следующие формы: подготовка и показ
электронной презентации по краеведческой тематике (совместно с родителями); выполнение творческой работы в виде рисунка,
предмета рукоделия; формирование фотоальбома занятий кружка.