МКОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа
Принята педагогическим советом Утверждена
Протокол № 2 от 09.09.2014 г приказом №244-0 от 09.09.2014 г.
Образовательная программа внеурочной деятельности
«Я поведу тебя в музей»
Составила руководитель школьного краеведческого музея «Уголок России»
Ромашова Татьяна Владимировна.
2014 год
Содержание.
- Информационная карта
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Ожидаемый результат
- Методы и формы реализации программы
- Реализация программы
- Диагностика результатов
- Список литературы
10.Приложения
Информационная карта.
Полное название программы
|
Образовательная программа внеурочной деятельности «Я поведу тебя в музей»
|
Цель
|
Изучение истории и самобытной культуры через музейный предмет.
|
Задачи
|
1.научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать с точки зрения развития и культуры;
2.формировать понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени;
3.прививать стремление к сохранению исторических сведений о малой родине и способствовать их распространению;
4.развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию.
|
Учреждение представляющее и реализующее программу
|
МКОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа
|
Возраст участников
|
7-17 лет, учащиеся школы 1-11 классов
|
Срок реализации программы
|
Долгосрочная
|
Ожидаемые результаты
|
1.Освоение знаний об истории родного края.
2.Развитие навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины.
3.Приобщение детей к экскурсионной деятельности.
4.Стремление использовать приобретённые знания для формирования духовно-нравственных ценностей.
|
Контроль за выполнением
|
Администрация школы
|
1.Пояснительная записка.
Школьный музей - музей детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей.
Музей входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому эффективность деятельности школьного музея определяются степенью включенности в его работу учащихся школы и, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. В работе музея применяется методика музейной педагогики. В основе методики музейной педагогики лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность музейных предметов позволяет проследить изменения в быту, в культуре в различные периоды истории. Поэтому важным моментом является расширить представления детей о структуре и деятельности музея, его исторической ценности. Необходимо привить интерес к изучению истории родного края, поисковой и экскурсионной деятельности. Данная программа позволяет создать систему мероприятий по расширению знаний о музее, об истории школы и села через музейные предметы, источники исторических сведений начиная с начала XX века.
Программа долгосрочная (11 лет). Рассчитана на возрастные группы: 1- 4 классы -общее знакомство с музеем, предметами музея; 5-11 классы – развитие поисковой деятельности, обобщение полученных сведений, хранение фондов музея, экскурсионная практика. Реализация программы позволяет познакомить детей с миром обыкновенных вещей, способным рассказать об истории малой родины, включать музейные предметы в учебно-воспитательный процесс, формировать систему духовно - нравственных ценностей и ориентаций.
Нормативно – правовая база реализации программы
- Конституция Российской Федерации;
-Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России;
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
- Федеральный закон «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ и Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
- Программа развития воспитательной компоненты в МКОУ Воздвиженской средней общеобразовательной школе на 2014-2020 годы;
-Устав школы.
2.Цели и задачи.
2.1.Цель. Изучение истории и самобытной культуры через музейный предмет.
2.2.Задачи.
1) научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать с точки зрения развития и культуры;
2) формировать понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени;
3) прививать стремление к сохранению исторических сведений о малой родине и способствовать их распространению;
4) развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию.
3.Ожидаемые результаты.
1. Освоение знаний об истории родного края.
2. Развитие навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины.
3. Приобщение детей к экскурсионной деятельности.
4. Стремление использовать приобретённые знания для формирования духовно-нравственных ценностей.
4.Методы и формы реализации программы.
Методика - музейная педагогика.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Формы реализации - экскурсия, теоретические занятия, практикум, урок презентации личных коллекций, проект, учебно - исследовательская деятельность.
5.Реализация программы.
Возрастные группы
|
Тема мероприятия
|
Форма проведения
|
1 класс
|
Знакомство с музеем
|
Обзорная экскурсия
|
«Мир старинных вещей»
|
Теоретическое занятие-экскурсия
|
2 класс
|
История села Воздвиженское
|
Экскурсия, электронная презентация
|
Улица, на которой я живу
|
Творческое задание
Практическое занятие
|
3 класс
|
История школы
|
Экскурсия
|
Школьные принадлежности.
|
Теоретическое занятие
|
4 класс
|
Купеческая лавка
|
Экскурсия
|
Предметы старины. (Название. Использование в быту)
|
Теоретическое занятие
|
5 класс
|
Структура и состав музейных фондов
|
Теоретическое занятие
|
Описание фотографий, предметов на бумажной основе, нумизматики
|
Практическое занятие
|
Знатные люди села
|
Экскурсия
|
Приёмы ведения опроса жителей села.
|
Теоретическое занятие
Выполнение творческого задания
|
6 класс
|
Описание предметов из металла и керамики
|
Практическое занятие
|
Ремёсла
|
Теоретическое занятие
Теоретическое занятие
Выполнение творческого задания
|
Сбор сведений о ремесленниках
|
Практическое занятие
|
Вклад земляков в Великую победу
|
Экскурсия
|
7 класс
|
Условия хранения музейных предметов
|
Теоретическое занятие
|
Описание предметов из дерева и ткани
|
Практическое занятие
|
Приёмы ведения экскурсии
|
Теоретическое занятие
|
Воскресенский краеведческий музей
|
Экскурсия
|
8 класс
|
Проектная деятельность. Методика.
|
Теоретическое занятие
|
Разработка проекта по эволюции музейного предмета.
|
Практическое занятие
|
Презентация проекта
|
Экскурсия.
Практическое занятие
|
Народный музей «Китеж»
|
Экскурсия.
|
9 класс
|
Электронная презентация как средство проведения экскурсии. Методика
|
Теоретическое занятие
Практикум
|
Создание заочной экскурсии с помощью электронной презентации.
|
Творческое задание
|
Показ презентаций
|
Урок-презентация
|
Музеи школ района
|
Заочная экскурсия
|
10 класс
|
Учебно-исследовательская деятельность
|
Теоретическое занятие
|
Взаимосвязь между временем, вещью и человеком
|
Исследовательское задание
|
11 класс
|
Город Городец – город музей
|
Экскурсия очная или заочная.
|
6.Показатели эффективности и диагностика реализации программы
Показатели
|
Диагностика
|
Периодичность
|
Освоение знаний по истории родного края и применение их в жизни.
|
Опрос-анкета «Наш край», творческая работа
Приложение 1
|
На протяжении периода
|
Сформированность навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины семьи, малой родины.
|
Социальная активность учащихся в деятельности музея и мероприятиях патриотической направленности
Приложение 2
|
На протяжении периода
|
Сформированность патриотических качеств личности, понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени, уважение к заслугам земляков.
|
Анкета «Дайте определение следующим понятиям»
М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО
Приложение 3
|
4 класс
9 класс
11 класс
|
Принятие духовно-нравственных ценностей, организация жизни по совести и ответственности за себя и других людей.
|
Сформированность понятийного аппарата, определяющая высоконравственного, духовного человека. М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО
Приложение 4
|
4 класс
9 класс
11 класс
|
Список литературы.
- Гаврюшин Н.Б. Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области, 1996.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –М.: Просвещение, 2010
- Крайникова М.Н. Гражданское становление личности и духовно-нравственное воспитание обучающихся в образовательном учреждении. г.Нижний Новгород, НИРО, 2011 г
- Мильцева Н.Н. «Структура, состав, учёт и хранение музейных фондов», Методические рекомендации.
5.
6.Степанов Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. М .творческий центр. 2006 год.
7.Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы. М .Творческий центр.2004 г.
8.Энциклопедия Воскресенского района. Отв. за выпуск Софронов Н.А., текст Морохин Н.В..Нижний Новгород: Книги, 2014 г.
9.Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2004 г.
Приложения.
Приложение 1.
Опрос-анкета «Наш край»
Цель. Выявить уровень освоения знаний по истории родного края.
1. В каком году основан посёлок Воскресенское?__________________________
2. В каком году основано село Воздвиженское?___________________________
3.Откуда пошло название село Воздвиженское?___________________________
4.Назовите достопримечательные места Воскресенского района____________________
5. Назовите героев-воскресенцев, участников ВОВ_______________________
6.Назовите имена участников ВОВ , наших земляков______________________________
7.В каком году открыты учреждения образования в селе Воздвиженское________________
8.Назовите имена знамениты выпускников нашей школы______________________________
9.Предметы старины это________________________________________
10.Музейная экспозиция это________________________________________________________
Приложение 2.
Диагностика «Социальная активность учащихся в деятельности музея и мероприятиях патриотической направленности»
Цель. Определить уровень применения навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины семьи, малой родины.
Дела
|
Участие
|
Социальные проекты
|
|
Творческие работы
|
|
Участие в акциях и мероприятиях патриотической направленности
|
|
Участие в Митинге в честь Победы вВОВ
|
|
Осуществляется отслеживание по каждому ученику, делается сводная по классу.
Приложение 3.
Анкета «Дайте определение следующим понятиям» М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО
Цель. Определить уровень сформированности патриотических качеств личности, понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени, уважение к заслугам земляков.
1.Герой_________________________
2.Патриот_____________________________
3.Родина_________________________________
4.Семья_______________________________________
5.Народные традиции_______________________________
6.Самопожертвование________________________________
7.Готовность выполнить гражданский долг_______________________________
8. Сохранять традиции_____________________________
9.Родословная___________________________________________
10.Гражданин_______________________________________________________
Приложение 4.
Задание « Сформированность понятийного аппарата, определяющая высоконравственного, духовного человека». М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО
Цель. Степень принятия духовно-нравственных ценностей, организация жизни по совести и ответственности за себя и других людей.
Методика выполнения задания. Учащимся даётся задание: Перечислить понятия, которыми бы можно было описать высоконравственного, духовного человека.
Обработка результатов. 1.Подсчитывается количество терминов и распределяется по группам в соответствии с количеством данных терминов
2.Производится интерпретация и вывод
1-2 термина –критический уровень.
2-3 термина –пограничный уровень
3-4 термина – низкий уровень
4-5 терминов – средний уровень
5-6 терминов –достаточный уровень
6-7 терминов – оптимальный уровень
7-10 терминов – высокий уровень
3.Выстраивается рейтинг терминов, которые назвали дети(начальная школа 3 первых, старшие дети 5 терминов). Делается анализ и вывод качества названных терминов.
|