МКОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа
Принята педагогическим советом Утверждена
Протокол № 2 от 09.09.2014 г приказом №244-0 от 09.09.2014 г.
Программа
развития школьного краеведческого музея
«Уголок России»
Составила руководитель школьного краеведческого музея «Уголок России»
Ромашова Татьяна Владимировна.
2014 год
Паспорт программы
Полное название программы
|
Программа
развития школьного краеведческого музея
«Уголок России»
|
Цель
|
Приобщение учащихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, предметов старины, к научно-исследовательской и просветительской работе.
|
Задачи
|
1. использовать культурные ценности для развития учащихся;
2. содействовать организации и проведению учебно-воспитательного процесса;
3. организовать культурно-просветительскую, методическую, информационную деятельность;
4. пропагандировать памятники истории, культуры и природы родного села, района;
5. активизировать экскурсионно-массовую работу с обучающимися, с населением;
6. документировать историю, культуру родного края;
- внедрить и популяризировать современные информационно-коммуникационные технологии;
- позиционировать деятельность музея в педагогическом сообществе.
|
Учреждение представляющее и реализующее программу
|
МКОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа
|
Возраст участников
|
7-17 лет, учащиеся школы 1-11 классов, педагоги школы
|
Срок реализации программы
|
2015-2019 годы
|
Ожидаемые результаты
|
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Пополнение информации о истории родного края.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе, педагогическом сообществе.
- Повышение эффективности экскурсионной и просветительской работы.
- Приобщение учащихся к научно - исследовательской и проектной работе.
- Создание виртуального музея доступного для массового просмотра.
|
Контроль за выполнением
|
Администрация школы
|
1.Пояснительная записка.
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся является приоритетом образования. Систематическое и всестороннее познание истории родного края является важным направлением в формировании творческой, всесторонне развитой личности. Музей входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому эффективность деятельности школьного музея определяются степенью включенности в его работу учащихся школы и, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом.
Использование сведений и материалов истории родного края на уроках географии, истории, во внеклассной работе развивает познавательный интерес учащихся, любовь и уважение к старшим поколениям.
Школьный краеведческий музей создан в 80-е годы. В музее собраны предметы старины, материалы по истории школы. В начале 90-х. годов произошло упущение в краеведческой работе, были утеряны некоторые экспонаты музея. В 2000 году возродилась поисковая работа по сбору сведений истории родного края. Создана экспозиция предметов старины, альбомов биографий учителей-ветеранов. Возникла необходимость поисковой деятельности по краеведческому направлению воспитательной работы в целях более полного изучения истории школы и края, пополнения музейного фонда и решения воспитательных задач. Краеведческая деятельность стала осуществляться целенаправленно и систематически.
В настоящее время работают 5 экспозиций по разной краеведческой тематике. Собрано более 200 предметов старины, творческие работы об односельчанах, участниках Великой Отечественной войны, истории села, храма. Проводятся экскурсии. Возникает необходимость дальнейшего развития музея в направлении просвещения учащихся, приобщения к поисковой и научно-исследовательской работе.
Данная программа составлена на 5 лет, определяет приоритетные направления деятельности музея. Контроль за реализацией программы осуществляет администрация школы.
Нормативно – правовая база реализации программы
- Конституция Российской Федерации;
-Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России;
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
- Федеральный закон «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ и Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
- Программа развития воспитательной компоненты в МКОУ Воздвиженской средней общеобразовательной школе на 2014-2020 годы;
-Устав школы.
2.Цель.
Приобщение учащихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, предметов старины, к научно-исследовательской и просветительской работе.
3.Задачи:
1. использовать культурные ценности для развития учащихся;
2. содействовать организации и проведению учебно-воспитательного процесса;
3. организовать культурно-просветительскую, методическую, информационную деятельность;
4. пропагандировать памятники истории, культуры и природы родного села, района;
5. активизировать экскурсионно-массовую работу с обучающимися, с населением;
6. документировать историю, культуру родного края;
- внедрить и популяризировать современные информационно-коммуникационные технологии;
- позиционировать деятельность музея в педагогическом сообществе.
4.Направления деятельности музея.
-научно-исследовательская,
-просветительская;
-информатизационная.
5.Сроки реализации программы.
1. Подготовительный период (Январь 2015 г.- август 2015 г.)
1.1. Ознакомить с положениями программы учащихся, учителей, родителей.
1.2. Организовать работу с основными фондами, обобщение информационных материалов.
1.3.Разместить программу на сайте школы и в социальной сети Дневник.ру.
2. Основной период (Сентябрь 2015- август 2019 года).
1.1.Обновление экспозиций музея.
1.2.Организация научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися.
1.3.Создание электронных экспозиций музея, виртуального музея на сайте школы и сайте «Я история».
1.4.Проведение краеведческих мероприятий, экскурсий, участие в муниципальных и региональных конкурсах.
1.5. Участие в сетевых региональных проектах.
1.6. Развитие экскурсионной работы.
3. Рефлексивный период (Сентябрь 2019 г.- декабрь 2019 года).
.
6.Ожидаемые результаты.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Пополнение информации о истории родного края.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе, педагогическом сообществе.
- Повышение эффективности экскурсионной и просветительской работы.
- Приобщение учащихся к научно - исследовательской и проектной работе.
- Создание виртуального музея доступного для массового просмотра.
7.Участники программы и сотрудничество.
Педагоги школы, учащиеся при сотрудничестве с коллегами других школ, МКОУ ДОД Воздвиженский детский центр, МКОУ ДОД Воскресенский детский центр, Цент детского и юношеского туризма и экскурсий, за другими заинтересованными лицами.
8.Перспективный план реализации программы.
Сроки
|
Мероприятия
|
Январь 2015 г.- август 2015 г
|
1.Педсовет «Программа развития школьного краеведческого музея».
2.Родительское собрание «Роль школьного краеведческого музея в воспитании детей».
3.Размещение на сайте информации о программе.
4.Обобщение информационных материалов музея.
5.Школа юного экскурсовода.
6.Обсуждение перспектив развития музея на Совете музея.
|
2015-2016 учебный год
|
1.Участие в экспериментальной площадке на базе МКОУ ДОД Воскресенского Детского Центра совместно с ГБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области» по теме «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию деятельности по истории родного края и семьи» и сетевого проекта по теме «Формирование творческой личности через изучение истории семьи и родного края».
2. Создание виртуальных экспозиций музея «Общие сведения о музее».
3.Создание виртуального музея на сайте «Я история».
4.Научно-исследовательска работа с учащимися и создание творческих работ, проектов.
5.Разработка новых экскурсий.
6.Тематические выставки «Земляки- ветераны Великой Отечественной войны».
|
2016-2017 учебный год
|
1.Обновление экспозиций музея.
2.Пополнение информацией виртуального музея «История школы».
3. Научно-исследовательска работа с учащимися и создание творческих работ, проектов.
4. Паспортизация фондов музея.
5.Тематические выставки «История школы»
|
2017-2018 учебный год
|
1.Пополнение информацией виртуального музея «Купеческая лавка».
3. Научно-исследовательска работа с учащимися и создание творческих работ, проектов.
4.Краеведческое мероприятие «Традиции народов Заветлужья»
5.Тематические выставки «История села Воздвиженское»
|
2018-2019 учебный год
|
1.Обновление экспозиций музея.
2.Пополнение информацией виртуального музея «История Заветлужья».
3. Научно-исследовательска работа с учащимися и создание творческих работ, проектов.
4. Социальный проект «Сохраним народную культуру - сохраним себя»
5.Тематические выставки «Творческие работы учащихся школы».
|
Сентябрь 2019 г.- декабрь 2019 года
|
1. Экскурсии по музею.
2. Краеведческие мероприятия.
2.Выступления на педсоветах, конференциях, родительских собраниях об итогах реализации программы.
3.Обсуждение результатов на Совете музея.
|
9.Показатели эффективности реализации программы.
1. Массовая включенность учащихся и педагогов в научно-исследовательскую и проектную деятельность по истории края.
2.Доступность информации о музее, экспозициях в Интрнет-пространстве.
3.Повышение эффективности просветительской работы.
4.Становление и развитие личности ученика на традициях малой родины.
5.Совершенствование образовательного пространства с учётом возможностей ближнего социума.
10.Мониторинг эффективности программы.
1. Отслеживание занятости учащихся в деятельности музея.
2.Посещаемость музея учащимися, педагогами, гостями.
3.Наблюдение за ходом реализации программы, составление анализа.
Список литературы.
- Гаврюшин Н.Б. Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области, 1996.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –М.: Просвещение, 2010
3. Мильцева Н.Н. «Структура, состав, учёт и хранение музейных фондов», Методические рекомендации.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011г
- Порохов Д.А. Как написать исследовательскую работу: метод. пособие для школьников, учителей и студентов. СПб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40с.
6. Энциклопедия Воскресенского района. Отв. за выпуск Софронов Н.А., текст Морохин Н.В..Нижний Новгород: Книги,2014 г.
7. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2004 г.
|