Понедельник, 29-Апр-2024, 05:59:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Воздвиженская средняя школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 247
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Образовательная программа музея
[ Скачать с сервера (471.7 Kb) ]01-Мар-2015, 22:06:04

МКОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа

 

 

Принята педагогическим советом                                                Утверждена

 

Протокол № 2 от 09.09.2014 г                    приказом №244-0 от  09.09.2014 г.                                                           

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа внеурочной деятельности

 

«Я поведу тебя в музей»

 

 

Составила руководитель школьного краеведческого музея «Уголок России»

Ромашова Татьяна Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

Содержание.

  1. Информационная карта
  2. Пояснительная записка
  3. Цели и задачи
  4. Ожидаемый результат
  5. Методы и формы реализации программы
  6. Реализация программы
  7. Диагностика  результатов
  8. Список литературы

10.Приложения

Информационная карта.

Полное название программы

Образовательная программа внеурочной деятельности «Я поведу тебя в музей»

Цель

Изучение истории и самобытной культуры через музейный предмет.

 

Задачи

1.научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать с точки зрения развития и культуры;

2.формировать понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени;

3.прививать  стремление к сохранению исторических сведений о малой родине и способствовать их распространению;

4.развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию.

 

Учреждение представляющее и реализующее программу

МКОУ Воздвиженская средняя общеобразовательная школа

Возраст участников

7-17 лет, учащиеся школы 1-11 классов

Срок реализации программы

Долгосрочная

Ожидаемые результаты

1.Освоение знаний об истории родного края.

2.Развитие навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины.

3.Приобщение детей к экскурсионной деятельности.

4.Стремление использовать приобретённые знания для формирования духовно-нравственных ценностей.

 

 

 

Контроль за выполнением

Администрация школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

Школьный музей - музей детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей.

            Музей входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому эффективность деятельности школьного музея определяются степенью включенности в его работу учащихся  школы и, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. В работе музея применяется методика музейной педагогики. В основе методики музейной педагогики  лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность музейных предметов позволяет проследить изменения в быту, в культуре в различные периоды истории. Поэтому важным моментом является расширить представления детей о структуре и деятельности музея, его исторической ценности. Необходимо привить интерес к изучению истории родного края, поисковой и экскурсионной деятельности. Данная программа позволяет создать систему мероприятий по расширению знаний о музее, об истории школы и села через музейные предметы, источники исторических сведений начиная с начала XX века.

Программа долгосрочная (11 лет). Рассчитана на возрастные группы: 1- 4 классы -общее знакомство с музеем, предметами музея; 5-11 классы – развитие поисковой деятельности, обобщение полученных сведений, хранение фондов музея, экскурсионная практика. Реализация программы позволяет  познакомить детей с миром обыкновенных вещей, способным рассказать об истории малой родины,  включать музейные предметы в учебно-воспитательный процесс, формировать систему духовно - нравственных ценностей и ориентаций.

Нормативно – правовая база реализации программы

- Конституция Российской Федерации;

-Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России;

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Закон РФ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

            - Федеральный закон «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ и Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;   

           - Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

- Программа развития воспитательной компоненты в МКОУ Воздвиженской средней общеобразовательной школе на 2014-2020 годы;

-Устав школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Цели и задачи.

2.1.Цель. Изучение истории и самобытной культуры через музейный предмет.

2.2.Задачи.

1)    научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать с точки зрения развития и культуры;

2)    формировать понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени;

3)    прививать  стремление к сохранению исторических сведений о малой родине и способствовать их распространению;

4)    развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию.

 

 

 

 

3.Ожидаемые результаты.

1. Освоение знаний об истории родного края.

2. Развитие навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины.

3. Приобщение детей к экскурсионной деятельности.

4. Стремление использовать приобретённые знания для формирования духовно-нравственных ценностей.

 

4.Методы и формы реализации программы.

Методика - музейная педагогика.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;

Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;

Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

 

Формы реализации -  экскурсия, теоретические занятия, практикум, урок презентации личных коллекций, проект, учебно - исследовательская  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Реализация программы.

Возрастные группы

Тема мероприятия

Форма проведения

1 класс

Знакомство с музеем

Обзорная экскурсия

«Мир старинных вещей»

Теоретическое занятие-экскурсия

2 класс

 История села Воздвиженское

Экскурсия, электронная презентация

Улица, на которой я живу

Творческое задание

Практическое занятие

3 класс

История школы

Экскурсия

Школьные принадлежности.

Теоретическое занятие

4 класс

Купеческая лавка

Экскурсия

Предметы старины. (Название. Использование в быту)

Теоретическое занятие

5 класс

Структура и состав музейных фондов

Теоретическое занятие

 

Описание фотографий, предметов на бумажной основе, нумизматики

Практическое занятие

Знатные люди села

Экскурсия

Приёмы ведения опроса жителей села.

Теоретическое занятие

Выполнение творческого задания

6 класс

Описание предметов из металла и  керамики

Практическое занятие

Ремёсла

Теоретическое занятие

Теоретическое занятие

Выполнение творческого задания

 

Сбор сведений о ремесленниках

Практическое занятие

Вклад земляков в Великую победу

Экскурсия

7 класс

Условия хранения музейных предметов

Теоретическое занятие

 

Описание предметов из дерева и ткани

Практическое занятие

Приёмы ведения экскурсии

Теоретическое занятие

 

Воскресенский краеведческий музей

Экскурсия

8 класс

Проектная деятельность. Методика.

Теоретическое занятие

 

Разработка проекта по эволюции музейного предмета.

Практическое занятие

Презентация проекта

Экскурсия.

Практическое занятие

Народный музей «Китеж»

Экскурсия.

9 класс

Электронная  презентация как средство проведения экскурсии. Методика

Теоретическое занятие

Практикум

Создание заочной экскурсии с помощью электронной презентации.

Творческое задание

Показ презентаций

Урок-презентация

Музеи школ района

Заочная экскурсия

10 класс

Учебно-исследовательская деятельность

Теоретическое занятие

 

Взаимосвязь между временем, вещью и человеком

Исследовательское задание

11 класс

Город Городец – город музей

Экскурсия очная или заочная.

 

6.Показатели эффективности  и диагностика реализации программы

Показатели

Диагностика

Периодичность

Освоение знаний по истории родного края и применение их в жизни.

 

Опрос-анкета «Наш край», творческая работа

Приложение 1

На протяжении периода

Сформированность  навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины семьи, малой родины.

 

Социальная активность учащихся в деятельности музея и мероприятиях патриотической направленности

Приложение 2

На протяжении периода

Сформированность патриотических качеств личности,  понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени, уважение к заслугам земляков.

 

Анкета «Дайте определение следующим понятиям»

М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО

Приложение 3

4 класс

9 класс

11 класс

Принятие духовно-нравственных ценностей, организация жизни по совести и ответственности за себя и других людей.

 

Сформированность понятийного аппарата, определяющая высоконравственного, духовного  человека. М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО

Приложение 4

4 класс

9 класс

11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

 

  1. Гаврюшин Н.Б. Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области, 1996.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –М.: Просвещение, 2010
  3. Крайникова М.Н. Гражданское становление личности и духовно-нравственное воспитание обучающихся в образовательном учреждении. г.Нижний Новгород, НИРО, 2011 г
  4. Мильцева Н.Н. «Структура, состав, учёт и хранение музейных фондов», Методические рекомендации.

5.

6.Степанов Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. М .творческий центр. 2006 год.

7.Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы. М .Творческий центр.2004 г.

8.Энциклопедия Воскресенского района. Отв. за выпуск Софронов Н.А., текст Морохин Н.В..Нижний Новгород: Книги, 2014 г.

9.Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Опрос-анкета «Наш край»

Цель. Выявить уровень освоения знаний по истории родного края.

1. В каком году основан посёлок Воскресенское?__________________________

2. В каком году основано село Воздвиженское?___________________________

3.Откуда пошло название село Воздвиженское?___________________________

4.Назовите достопримечательные места Воскресенского района____________________

5. Назовите героев-воскресенцев, участников ВОВ_______________________

6.Назовите имена участников ВОВ , наших земляков______________________________

7.В каком году открыты учреждения образования в селе Воздвиженское________________

8.Назовите имена знамениты выпускников нашей школы______________________________

9.Предметы старины это________________________________________

10.Музейная экспозиция это________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Диагностика  «Социальная активность учащихся в деятельности музея и мероприятиях патриотической направленности»

Цель. Определить уровень  применения навыков собирания и хранения исторических сведений, предметов старины семьи, малой родины.

Дела

Участие

Социальные проекты

 

Творческие работы

 

Участие в акциях  и мероприятиях патриотической направленности

 

Участие в Митинге в честь Победы вВОВ

 

Осуществляется отслеживание по каждому ученику, делается сводная по классу.

 

Приложение 3.

Анкета «Дайте определение следующим понятиям» М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО

Цель. Определить уровень сформированности патриотических качеств личности,  понимание взаимосвязи исторических периодов и своей причастности к новому времени, уважение к заслугам земляков.

1.Герой_________________________

2.Патриот_____________________________

3.Родина_________________________________

4.Семья_______________________________________

5.Народные традиции_______________________________

6.Самопожертвование________________________________

7.Готовность выполнить гражданский долг_______________________________

8. Сохранять традиции_____________________________

9.Родословная___________________________________________

10.Гражданин_______________________________________________________

 

 

 

Приложение 4.

Задание « Сформированность понятийного аппарата, определяющая высоконравственного, духовного  человека». М.Н.Крайникова, ЛГСЛ НИРО

Цель. Степень принятия духовно-нравственных ценностей, организация жизни по совести и ответственности за себя и других людей.

Методика выполнения задания. Учащимся даётся задание:  Перечислить понятия, которыми бы можно было описать высоконравственного, духовного человека.

Обработка результатов. 1.Подсчитывается количество терминов и распределяется по группам в соответствии с количеством данных терминов

2.Производится интерпретация и вывод

1-2 термина –критический уровень.

2-3 термина –пограничный уровень

3-4 термина – низкий уровень

4-5 терминов – средний уровень

5-6 терминов –достаточный уровень

6-7 терминов – оптимальный уровень

7-10 терминов – высокий уровень

3.Выстраивается рейтинг терминов, которые назвали дети(начальная школа 3 первых, старшие дети 5 терминов). Делается анализ и вывод качества названных терминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Музей | Добавил: vozdvshkola
Просмотров: 2568 | Загрузок: 86 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

МОУ Воздвиженская СШ © 2024